Бордюры и поребрики выполняют важную функцию разграничения между пешеходными зонами и проезжей частью. Меньшие в размерах аналоги также используются для выделения пешеходных зон и обрамления газонов. В целом, эти элементы играют ключевую роль в ландшафтном дизайне и благоустройстве.

Бордюр или поребрик – в чем разница

Вопрос существования двух схожих по значению слов («бордюр» и «поребрик») не дает покоя многим. Их часто путают, вкладывают неверные значения, соответственно, неправильно применяют в русском языке. Но следует все же узнать, чем отличается бордюр от поребрика – способом установки, вот главный фактор. Ни размер, ни форма не имеет значения в данном случае.

Разница между бордюром и поребриком

Установка бордюра и поребрика выполняется из одних и тех же элементов – это бортовой (он же бордюрный) камень. Отличие заключается в том, каким образом происходит установка. Существует 2 варианта:

  • бордюр: камень располагается так, чтобы его верхняя грань находилась на одном уровне с основным покрытием (тротуара, дорожки на приусадебном участке и т. д.);
  • поребрик: верхняя грань бортового камня выше основного покрытия.

Обзор видов камней, произведенных по стандарту

Главной функцией бордюрного камня является создание преграды для грунта, который может попасть на проезжую часть или тротуар, когда выпадают осадки. Кроме того, это еще и декоративный элемент, а также он обеспечивает комфорт передвижения по дорогам и дорожкам. Главные признаки:

  • основной материал – бетон (существуют и армированные изделия);
  • значительная длина при малой площади торцевой части;
  • повышенная износоустойчивость.

Все без исключения характеристики описывает ГОСТ 6665-91. Разрешается использовать только стандартизованные бортовые камни, если выполняется монтаж дорог. Производятся они из пескобетона или тяжелого бетона, который содержит наполнитель в виде гравия. Определяющим фактором при выборе является также марка – рекомендуется состав не менее М300. Для южных и северных регионов используют разные материалы. Это обусловлено тем, что климат в южных регионах нестабильный, изменение температуры воздуха происходит многократно, соответственно, рекомендуется использовать материалы с большим количеством циклов заморозки/разморозки (F400 и выше).

Условные обозначения, их расшифровка

Как было указано выше, ключевым документом, который описывает параметры бордюров, является ГОСТ 6665-91. Согласно ему, существует общепризнанное обозначение камня. Сначала указывают условное обозначение вида изделия, затем – физические параметры (размеры), причем сначала должна быть записана длина, после нее – высота, на последнем месте ставится ширина. Для армированных изделий свойственно добавочное обозначение – класс арматуры, которая используется в качестве каркаса, придает дополнительную жесткость.

Можно рассмотреть несколько примеров, чтобы понять принцип составления стандартного обозначения бордюрного камня. Причем все размеры указываются в сантиметрах.

Вариант №1 – БР 100.30.18:

  • БР – бордюр рядовой (он же прямой);
  • 100 – длина;
  • 30 – высота;
  • 18 – ширина.

Вариант №2 – БК 80.30.15-AV:

  • БК – криволинейный;
  • 80 – длина;
  • 30 – высота;
  • 15 – толщина;
  • AV – класс арматуры, соответствует А5.

Маркировка бордюра

Стандартные размеры бордюров: существующие варианты

Виды бордюрного камня можно условно разделить на 3 группы, которые отличаются длиной: 100, 300 и 600 см (или 1, 3 и 6 м). Они характеризуются разной высотой. Стандартные варианты: 15 и 18 см. Такая высота может быть у метровых, трех- и шестиметровых изделий. Однако последняя из разновидностей (600 см) представлена еще одним вариантом – высотой 20 см.

Учитывая, что бортовые камни часто отличаются сложной конфигурацией, размеры даются по самым широким частям изделия. Например, если есть скос (1 или 2), ширина должна измеряться по основанию.

Размеры бордюров

Еще одна особенность бортового камня – радиус скругления при монтаже на местности. Возможные варианты: 5, 8, 12 и 15 м. Все они предусмотрены для криволинейных бордюров. Однако перечисленные виды не подходят для частных домов, т. к. они позволяют создать крупногабаритную конструкцию. По этой причине производители стали выпускать небольшие бордюры, например, БР 50.20.80. Самостоятельной установке способствует сравнительно небольшой вес – не более 20 кг.

Виды бордюрного камня

Существует три основные классификации бортового камня: по материалу изготовления, сфере применения, по профилю (форме поперечного сечения).

В зависимости от материала изготовления данные ограждающие элементы бывают следующих видов:

  • бетонные, изготавливаемые из бетона путем его уплотнения в специальных формах на вибростолах;
  • железобетонные с жестким и прочным внутренним каркасом из рифлёной стальной арматуры;
  • гранитные, вырезаемые из монолитных кусков горной породы.

По конструкции и габаритам выделяют следующие виды бордюрного камня:

  • дорожный – такой бортовой камень применяют для разграничения проезжей части и тротуара. Бордюр дорожный имеют серый цвет, трапециевидный поперечный профиль. Габариты наиболее распространённого типоразмера данного вида бортового камня — 1000×30×18 см.

бордюрный камень

  • тротуарный – поребрик с прямоугольным поперечным сечением применяемый для отделения от пешеходной зоны. От дорожного бордюр тротуарный отличается также и размерами — при длине 100 см такие бордюрные камни имеют ширину всего 8 см и высоту не более 20 см.

бордюр тротуарный

  • магистральный – высокий поребрик, используемый на загородных дорогах и крупных магистралях. Имеет широкое основание и закругленную лицевую часть.

бордюрный камень

  • радиусный – бетонный бортовой камень изогнутой формы. Используется на участках где примыкающая к пешеходной зоне или велодорожке проезжая часть имеет закругление.
  • въездной – бордюрный камень со скошенной лицевой частью. Устанавливают его в тех местах, где на тротуар могут заезжать транспортные средства.

габариты бордюра

  • БР – рядовые;
  • БУ – с расширением в нижней части;
  • БУП – с прерывающимся по длине расширением в нижней части;
  • БЛ – с желебообразным углублением (лотком);
  • БВ – въездные;
  • БК – радиусные (криволинейные).

Сколько весит бордюр и поребрик

Масса камня отличается, причем в большинстве случаев – существенно. Она может быть разной из-за того, что для производства такого изделия применяется различный материал: бетон без наполнителя и с наполнителем, без арматуры и с арматурой. Кроме того, вес продукции разных марок тоже отличается, даже если кажется, что у них все параметры одинаковые. Производитель может дать свои размеры, которые несколько отличаются от стандартных. Погрешности на каждом участке суммируются, в общей сложности получается дополнительная часть материала. По этой причине рекомендуется уточнять у производителя все параметры.

Какие нестандартные размеры бордюрного камня существуют

Нестандартные изделия производятся по разным причинам. Прежде всего, крупногабаритные камни подходят не для всех объектов. На приусадебном участке обычно требуется применять более компактные изделия. Для крупногабаритных недостаточно пространства, кроме того, работать с ними сложнее: требуется специальная техника или несколько помощников. Небольшие камни решают обе проблемы, т. к. легко укладываются самостоятельно. Главное требование – уровень прочности не менее В22,5. Еще один распространенный вариант – типовой, о чем говорит его название (часто используемый). Нужно учитывать, что по желанию заказчика могут быть созданы разные варианты стандарта.

Распространенные изделия для установки на приусадебном и садовом участках:

  • 500*240*35 см (9 кг);
  • 390*190*90 см (масса – 15 кг);
  • 500*200*80 см (вес – 20 кг).

Диапазоны размеров бордюрных камней:

  • длина: 40-80 см;
  • ширина: 3,5-10 см;
  • высота – до 20 см.

Цветной бордюр

Самостоятельная укладка бордюрного камня

Для самостоятельной укладки бортового камня на садовом или приусадебном участке необходимы следующие инструменты:

  • емкость для замешивания раствора или бетономешалка;
  • Совковая лопата;
  • Уровень;
  • мастерок;
  • резиновая киянка;
  • болгарка с алмазным диском по камню или бензорез;
  • метровый строительный уровень.

Из материалов потребуются:

  • бордюр тротуарный;
  • цемент марки М400 или М500;
  • просеянный речной песок;
  • гравий с размером частиц 20-40 мм.

Процесс укладки дорожного бордюра своими руками состоит из следующих операций:

  1. Разметка траншеи при помощи нескольких колышков и хорошо заметного толстого бельевого шнура.
  2. Копка траншеи — глубина траншеи должна быть равной высоте выступа бордюра над землей плюс 10-15 см на подсыпку песка и гравия, 1,5-сантиметровый слой бетона
  3. Засыпка песчаной подушки – на дно траншеи засыпают 5-6 см мелкого речного песка, увлажняют его и трамбуют.
  4. Засыпка гравийной смеси – на утрамбованную песчаную подушку высыпают слой мелкого гравия толщиной 7-8 см и также тщательно уплотняют.

Важно! Тщательное уплотнение песчаной подушки и слоя мелкого гравия – очень ответственная и важная операция. При недостаточном уплотнении этих слоев зимнее пучение грунта может привести к тому, что некоторые бордюрные камни начнут изменять свое положение – приподнимаясь или отклоняясь в бок, вызывая разрушение уложенной внутрь ограждающего контура тротуарной плитки или асфальтового покрытия.

  1. Замешивание цементно-песчаной смеси – во вместительной емкости или бетономешалке готовят рабочий раствор для заливки траншеи с соотношение цемент:песок 1:4.
  2. Заливка и выравнивание цементно-песчаной смеси – готовый раствор порциями заливают на дно траншеи, выравнивая при помощи увлажнённого мастерка.
  3. Установка бордюрного камня – на выровненный слой раствора устанавливают бордюрные камни, выравнивая их по уровню шнура постукиванием резиновой киянки.

На завершающем этапе производится заливка траншеи по обе стороны от установленных бордюрных камней жидким цементно песчаным раствором.

Бордюрный камень из гранита: размеры, особенности

Гранитный бордюрный камень

  • высота: от 70 см до 2 м;
  • высота: от 15 до 60 см;
  • ширина: 8-20 см.

Если планируется выполнять монтаж бордюра на садовом участке или местности, где есть грунтовое покрытие, лучше сооружать поребрик, это позволит избежать наплыва земли за установленные пределы. Достаточно предусмотреть положение бордюрного камня так, чтобы он превышал основную поверхность на несколько сантиметров.

Бордюрный камень — изготовление своими руками

Процесс изготовления бортового камня состоит из двух основных этапов – подготовки инструментов, и материалов, сборки формы, собственно самого процесса заливки.

Материалы и инструменты

Для того чтобы сделать бортовой камень потребуются следующие инструменты:

  • емкость для приготовления бетона или бетономешалка;
  • шуфель;
  • оцинкованное 12-ти литровое ведро;
  • мастерок;
  • глубинный вибратор (или перфоратор с насадкой-миксером);
  • шуруповерт.

Для того чтобы сделать качественный дорожный бордюр потребуются следующие материалы:

  • гравий с размером частиц от 20 до 40 мм;
  • песок;
  • цемент марки М400-М500;
  • ДСП толщиной 18 мм для изготовления формы;
  • вода;
  • саморезы;
  • пластиковый уголок.

Изготовление формы для заливки — бордюрный камень

Форма для заливки данных бетонных изделий изготавливается следующим образом:

  1. Из толстого ДСП делают коробку – внутренняя длинна и ширина коробки, высота от дна должны соответствовать аналогичным параметрам изделий которые планируется изготавливать. Все элементы коробки скрепляют оцинкованными прочными саморезами.
  2. Внутрь коробки крепят пластиковые уголки – расстояние между этими элементами определяет ширину будущего изделия.
  3. Из того же ДСП вырезают перегородки которые вставляя внутрь формы фиксируют с помощью уголков.

форма для бетона

Изготовление бордюров

Изготовление бордюров из бетона своими силами состоит из следующих этапов:

  1. Приготовление рабочего раствора – во вращающийся ковш бетономешалки засыпают цемент, песок и гравий в соотношении 1:3:3, добавляют воду в таком количестве, чтобы готовый раствор имел консистенцию густой сметаны.
  2. Заливка рабочего раствора в форму – готовый бетон во все секции самодельной формы при помощи ведра.
  3. Уплотнение бетона при помощи глубинного вибратора или насадки-миксера на перфоратор.
  4. Застывание – форму с уплотненным бетоном стягивают с двух сторон при помощи струбцины и оставляют на 12-18 часов для затвердения.
  5. Выемка готового изделия из формы – после того как раствор в форме затвердел и набрал требуемую прочность с формы снимают струбцины, переворачивают ее и легкими постукиваниями по дну вынимают готовые изделия.

Монтаж бордюра своими руками на приусадебном или садовом участке

Существует сравнительно простая инструкция по выполнению основных работ. Но при этом все равно допускаются ошибки, поэтому следует изучить еще и тонкости, советы.

Инструкция по выполнению работ

Начинать нужно с расчистки участка. Затем проводится его разметка, далее – выполняется непосредственная копка, а также дальнейшие действия по установке. Теперь подробно обо всех этапах:

  1. На расчищенный от травы и мусора, камней участок наносят линии будущей дорожки. Для этого можно использовать песок – его рассыпают, формируя линию определенной ширины.
  2. Копают грунт, что сопровождается его выемкой на поверхность. Рекомендованные параметры: до 40 см ширина и не более 30 см глубина. Но все размеры корректируются с учетом параметров бордюрного камня и способа его установки (бордюр или поребрик).
  3. Грунт на дне траншеи выравнивается, уплотняется, для чего используют подручные средства (металлическую или деревянную конструкцию с широким основанием и вертикальным держателем).
  4. Формируется подушка из щебня – до 15 см толщиной, она трамбуется.
  5. Делается разметка высоты будущего поребрика. Для этого в грунт вбиваются колья, натягивается веревка – она будет соответствовать уровню верхней грани бордюрного камня.
  6. Заготавливается цементный раствор (марка от М300 и выше), выкладывают на дно траншеи.
  7. Бордюрные камни устанавливаются так, чтобы они были на одном уровне с веревкой. Рекомендованная глубина расположения в растворе – не менее 5 см.
  8. Работы продолжаются по описанной схеме, все действия повторяются. Не следует выкладывать цементный раствор на всю длину дорожки, т. к. он успеет подсохнуть, пока дойдет очередь до крайних изделий.

Нюансы монтажа

Главные советы касаются устройства основания:

  • лучшим вариантом «подушки» является щебень, т. к. он прочный, не рассыплется в дальнейшем, что позволит сохранить форму бордюра, но если грунт песчаный, можно обойтись без такого наполнителя;
  • вязкий и плотный грунт будет поглощать щебень, поэтому следует защитить наполнитель прослойкой, для этой цели лучше всего подойдет геотекстиль – это плотный водо- и воздухопроницаемый материал, который при этом сохраняет первоначальную структуру, даже если постоянно контактирует с агрессивными средами, покрытие настилают перед тем, как будет уложен щебень, причем края заворачивают наверх;
  • если изначально было заложено в траншею много бетона, он схватится, пока ведется монтаж камней в начале ряда, поэтому лучше подготавливать основу для 2-3 бордюров, причем в подсохший бетон нельзя добавлять воду, это не улучшит его свойства, а лишь негативно повлияет на структуру.

Нарушение технологии монтажа обычно приводит к снижению прочности новых конструкций. Слишком водянистый раствор не наберет прочности. А такое сооружение не выдержит воздействие высоких нагрузок.

Инструкция по установке

Речь пойдет об установке не тех больших и массивных бордюров, которые для отделения дороги, а газонных или садовых, которые нужны, чтобы отделить садовую дорожку. Неважно чем вы планируете замостить дорожку — плиткой, камнем или другим покрытием, чтобы она не расплывалась, нужны ограничители. Чаще всего делают невысокий поребрик. То есть, верхушка ограждения дорожки на несколько сантиметров выше поверхности дорожки и сада/огорода/цветника с другой стороны. В таком случае при поливе или дожде грунт не будет намываться на дорожку.

Порядок работ

Итак, вот какой порядок установки бордюра:

  • Рисуете дорожку на земле. Для этого можно использовать плотный полиэтиленовый мешок, в который насыпаем песок. Один уголок срезаем, получаем тонкую струйку песка, которой удобно наносить разметку. Если надо что-то поправить, тоже не проблема. Затерли, нарисовали по новой.
  • Копаем траншею. Ширина — сантиметров 30-40, глубина — около 20-30 см. А вообще, глубина канавки под установку бордюра зависит от высоты поребрика. Вернее, той части, которую вы собрались закопать. Под ним должна быть щебеночная подсыпка и слой бетона.
  • Выравниваем дно траншеи, уплотняем грунт. Как выровнять, наверное, примерно представляете. А чем трамбовать? Умеете варить и имеете сварочный аппарат, возьмите кусок толстого металла, приварите к середине кусок прута или трубы, сверху — перекладину-держак. Получите нормальную трамбовку. Она и при выравнивании поверхности под дорожку потребуется. Нет сварочного аппарата? Сделайте то же самое из дерева. Тоже неплохо, хоть и масса меньше.

  • Далее на выровненное и уплотненное дно насыпаем щебень. Слой — около 10-15 см. Его тоже ровняем и трамбуем пока на нем не будет виден след от вашей ноги.
  • Берем колышки и веревки. Набиваем колышки и протягиваем веревку. Высота веревки — верхушка поребрика. Горизонтальность нити проверяем строительным уровнем. Она будет служить ориентиром при выставлении бордюра по высоте.
  • Замешиваем песко-цементный раствор марки М300 или выше. Выкладываем его под ниткой продолговатой горкой. На подготовленную подушку устанавливаем бордюр, выравниваем его по натянутой нитке. Нижний край должен быть утоплен в бетон не менее чем на 5 см. Если такой слой не получается, добавляем бетон по бокам с обеих сторон.

Собственно все. Дальше продолжаем в том же духе: выложили цемент, установили/выровняли кусок бордюра. Стыки двух фрагментов бордюра промазываем слоем цемента. Его остатки убираем сразу после установки и выравнивания. Если засохнет — будут некрасивые следы, от которых избавиться совсем непросто. Если установка одного бордюра занимает немного времени, можно выкладывать раствор сразу на несколько «бордюрин». Так будет быстрее.

Особенности и тонкости

Больше всего вопросов обычно бывает насчет щебня. Его не все укладывают. Без щебня можно обойтись, если грунт песчаный. Тогда просто выровняйте дно траншеи и можно работать дальше. Но если грунт глина или суглинок, чернозем, то без гравийной подсыпки весной бордюры просто повыдавливает в разные стороны. Так что тут гравий дает повышение долговечности. Можно использовать не щебень, а гравий или строительный мусор? Это лучше, чем ничего, но не самый лучший вариант. Особенно, бой кирпича. Он со временем разрушится и превратится в крошку, бордюры просядут. Так что, лучше не надо, а там — смотрите сами.

Еще один момент. Глина, чернозем и суглинки потрясающе быстро «съедают» гравий. Он утопает в них. Если хотите «долгоиграющую» дорожку, на дно траншеи уложите геотекстиль. Его края должны заходить за траншею. Их просто расправляете по краям. Когда установили бордюр на цемент, края геотекстиля завернули, а бетон укрыли пленкой. Через неделю можно пленку снимать и засыпать траншею землей. Края геотекстиля при этом можно не разворачивать. Тогда щебень не будет размываться.

Пару слов о том, сколько раствора замешивать. Зависит от того, как быстро вы будете работать. Если опыт подобных работ у вас небольшой, лучше первый раз сделать совсем маленький замес — на два-три камня. Дело в том, что если бетон начнет схватываться, его придется выбросить. Он не восстановится, если добавить воду. Нет, нужную консистенцию вы может и получите. Но вот бетон сам будет от слова «никуда». Он может вообще не набрать прочности или быть очень крохким. В некоторых случаях настолько, что расковырять можно просто пальцем.

Как правильно установить поребрик?


Установка поребрика на тротуаре является процессом, требующим определенных навыков и знаний. Ниже приведены общие рекомендации по установке поребрика:

  1. Подготовьте место установки поребрика. Очистите место от мусора, грязи и камней. Выровняйте поверхность и подготовьте опалубку.

  2. Разметьте линию установки поребрика. Используйте маркер или краску, чтобы указать место установки поребрика.

  3. Установите поребрик на место. Перед установкой поребрика, просмотрите его и убедитесь, что он не поврежден и соответствует необходимым требованиям. Разместите поребрик на опалубке и установите его в вертикальное положение.

  4. Забейте кольца крепления. С помощью кирки или молотка забейте кольца крепления в землю на расстоянии около 50 см друг от друга вдоль поребрика.

  5. Закрепите поребрик. С помощью специальных крепежных элементов закрепите поребрик на кольцах. Они обеспечат крепкую фиксацию и предотвратят смещение поребрика во время эксплуатации.

  6. Заполните между поребриком и землей. Заполните место между поребриком и землей щебнем или песком, чтобы обеспечить дополнительную фиксацию поребрика и создать ровную поверхность.

  7. Отрежьте лишний поребрик. Если поребрик не соответствует нужной длине, отрежьте его с помощью электро- или ручной пилы.

  8. Закончите установку поребрика. После установки поребрика, пройдитесь по всей его длине, чтобы убедиться, что он надежно закреплен и не имеет повреждений.

Важно помнить, что процесс установки поребрика может отличаться в зависимости от конкретных условий и требований. Если вы не уверены в своих способностях, рекомендуется обратиться к специалистам, чтобы установить поребрик правильно и безопасно.

Добавить комментарий